II всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
С 6 по 9 июня 2022 г. в Подмосковье прошла II всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике». Организатором школы выступил Геофизический центр Российской академии наук.
Школа прошла при финансовой поддержке Российского научного фонда и приурочена к грядущему 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Проект Российского научного фонда «Системный анализ динамики геофизических процессов в российской Арктике и их воздействие на развитие, и функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта» (грант № 21-77-30010) предусмотрен на 4 года, и неотъемлемым условием проекта является проведение ежегодных школ молодых учёных. Так в сентябре 2021 года на базе Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) в Архангельске прошла I Всероссийская школа молодых учёных Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике.
Научная программа школы включала как традиционные лекции, где слушателям были представлены обзоры актуальных проблем в контексте комплексного изучения и освоения Арктики, так и практические семинары, мастер-классы и деловые игры, на которых слушатели могли закрепить полученные теоретические знания.
Лекторами выступили более 20 ведущих российских ученых в области геофизики, климатологии, океанологии, дистанционного зондирования, геоинформатики, системного анализа, добычи ресурсов, геоэкологии, транспорта, представляющие Российскую академию наук и ведущие вузы страны.
В работе школы приняли участие более 50 молодых ученых из 15 регионов России.
Лекционная программа затронула следующие тематические направления:
- Магнитное поле Земли,
- Литосфера и глубинное строение Земли,
- Сейсмология,
- Океан и климат,
- Источники и методы анализа геофизических данных.
В ходе лекционных сессий шла оживленная дискуссия между спикерами и участниками школы. Слушатели продемонстрировали не только общую заинтересованность темой, но и глубокое ее понимание, и достаточно высокий уровень подготовки и профессиональных компетенций.
Деловая игра
В ходе деловой игры перед командами стояла непростая задача – написать проект программы научной экспедиции в Арктику. Необходимо было выбрать научную программу, подобрать объект исследования, обосновать актуальность и научную новизну. Грамотно выбрать время года и период проведения исследований.
Члены программного комитета Школы сформировали из участников восемь команд по 5–6 человек. В результате к назначенному времени было представлено восемь научно-технических проектов.
Очень важно, что удалось составить команды с участниками разных возрастов, из разных регионов и различных специальностей. При этом ни в одной команде не встречались участники из одного института и представители одной профессии. Командам были даны названия в честь полярных исследовательских судов – «Ермак», «Фрам», «Таймыр», «Вайгач», «Персей», «Сибирь», «Ямал» и «Гаусс».
В результате голосования жюри, составленное из представителей программного комитета, определило победителя. Им стала команда «Ямал»: Анна Николаевна Вихоть (Институт геологии Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар), Артем Анатольевич Лебедев (Институт геологии КарНЦ РАН, Петрозаводск), Алексей Сергеевич Мурыськин (ПГНИУ, Пермь), Изабелла Михайловна Никитина (ГЦ РАН, Москва), Евгения Анатольевна Полянская (ИФЗ РАН, Москва) и Сергей Дмитриевич Ярош (АО «НИИАС», Москва).
Чл.-корр. РАН Соловьев в ходе заключительного выступления отметил обширную географию слушателей: от Санкт-Петербурга до Якутска по долготе и от Владикавказа до Архангельска по широте. Также Анатолий Александрович поблагодарил лекторов, которые с душой отнеслись к участию в работе Школы и подготовили интересный материал, обеспечили богатое смысловое наполнение, представив современные достижения в науках о Земле, и познакомили с перспективами исследований.
В материалах электронного журнала «Вестник Отделения наук о Земле РАН» более подробно описаны все дни работы школы: